evgeniyalyu (evgeniyalyu) wrote,
evgeniyalyu
evgeniyalyu

А мы уйдем на Север (Лапландия 2015)

                                                                       А мы уйдем на Север

                                                                                                                  …А волны и стонут и плачут
                                                                                                                  И бьются о борт корабля
                                                                                                                  Растаял в далеком тумане Рыбачий,
                                                                                                                  Родимая наша страна…
                                                                                                                                        «Прощайте, скалистые горы» , Н. Букин,



Что же меня подвигло отлифтовать свой семилетний пикап Mazda BT-50, потратиться на большие колеса и безвозвратно продырявить крыло, поставив шноркель? Все он, экономический кризис. Вернее понимание того, что внутренний российский туризм вот-вот доберется до заповедных мест Кольского полуострова. И, соответственно, загадит его безвозвратно.
Я в тех краях была много раз и хотела успеть показать детям все именно в том самом первозданном виде. Без продуктов жизнедеятельности соотечественников. К тому же  пришла пора приобщить наследников к настоящему офф-роуду. Пусть взглянут на мир с высоты дорожного просвета классического полного привода. Такого, где нет электронных помощников, а только голая механика, помноженная на мастерство водителя. То есть меня)). И тут, отбросив в сторону врожденную скромность скажу, да это так. Я была в первой волне джиперов в середине 90-х, когда только зарождались культовые ныне Ладога-трофи и подобные мероприятия. Критерием офф-роудного мастерства я считаю достижение намеченной цели на машине, не требующей после этого ремонта. Ну и конечно водитель должен въезжать в нюансы, такие как понимание происходящего со сцеплением колес в данный момент, типом грунта, чем грозит тот или иной косогор и еще во множество тонкостей.

Зная по опыту, что за неделю до путешествия откалывается основной коллектив, а за пару дней и оставшийся, я решила в этот раз не брать на себя добровольное бремя «домашнего турагенства». Вместо этого присоединилась с несколькими экипажами друзей к ежегодной внедорожной экспедиции Лапландия. К ее Северной части. Проводит экспедицию мой старый знакомый Костя Кушнир, известный своей грамотной организацией маршрутов. С Костей мы знакомы еще с прошлого века, со времен первых Арктика-трофи, под руководством, светлая ему память, Евгения Ведерникова. Таким образом, все зайцы собрались в одну корзину – компания для детей, интересная нитка маршрута, техподдержка на случай поломок. Но, просто сгонять в окрестности Мурманска для меня не интересно, поэтому план был гораздо сложнее.
Пикап это ведь не только полноприводное устройство для перевозки фермерских радостей или, в городском варианте, снега и птичьего помета в его открытом кузове. Это настоящий грузовичек. Было бы на чем везти, а погрузить всегда найдется что. Этим грузом стал мой большой парусный надувной катамаран. Поэтому сложив 2+2, я как истинный «мастер логистики» выдвинулась на Север с попутным грузом, который оставила в Петрозаводске. На обратном пути катамаран должен был стать нашим транспортным средством для кольцевого маршрута по Онежскому озеру. Под экологически чистым парусом, разумеется.


С катамараном


Наши машины


Вид на бухту Мурманска


Не для всех




Жилая Тундра



На старт
Экспедиция Лапландия в этот раз собрала 9 экипажей, не считая организаторского ГАЗ-66 с автобусным кузовом, где путешествуют безлошадные туристы. Внедорожники оказались ну совсем разные, прям подборка на тему Россия - страна контрастов: УАЗ «Буханка» и Toyota Tundra, Лада Нива и свежие Mitsibishi Pajero, старенький Land Rover Discovery и не добежавший еще до первого ТО пикап Toyota Hi-Lux. Плюс бескомпромиссный экспедиционник Toyota Land Cruiser 76. География участников такая: в основном Москва, Питер и суровые челябинские мужики.
Один экипаж был необычный. Мама Лена путешествовала с двумя детьми 6 и 8 лет. И, забегая вперед, скажу, что мотокроссовый опыт мамы полностью переложился на четыре колеса. Да так что ее стандартный пикап Toyota проезжал без проблем везде. Вот уж точно – любой мотогонщик может пересесть на автомобиль, а вот наоборот – увы.
Маршрут начинался в Мурманске и заканчивался недалеко от границы с Норвегией, в режимной пропускной зоне. Кстати, именно из-за пропусков в последний момент присоединиться нельзя, так как срок их получения не меньше 10-ти дней.
Большинство знаковых точек маршрута связаны с Великой Отечественной Войной. Здесь фронт на позиционных войнах стоял 4 года и фашисты всерьез поработали над местностью. Материальным подтверждением их деятельности остались не только дороги, в отличном состоянии сохранившиеся по сей день. Это еще и пещеры, ДОТы, капитальные строения и даже остатки подвесной канатной дороге, длина которой составляла более 40 километров. Отвлекусь на подробности, почему дороги сохранились в этих суровых условиях по сей день? Многоуровневость – вот ответ. Сначала клались огромные камни, потом среднего размера, потом маленькие, потом крупная галька, потом мелкая, а для всех ручейков и речек делались водосливы.
Первый внедорожный перегон начался для нас от Долины Славы, там, где местные жители, проезжающие по шоссе, сигналят в знак памяти о погибших. К вечеру добрались к месту ночевки в палаточном лагере у высот на берегу реки Западная Лица. Суровая красота Севера. Крошечные березки, цепляющиеся скрюченным корнями за островки грунта в море камней, броды и чистейшая вода. Воду тут пьют прямо из озер, без кипячения. В связи с чем, получился забавный случай. Остановились мы набрать воды из озера, а дорога узкая, не объедешь. Соответственно остальные машины экспедиции тоже стали. Наполнили прозрачную пятилитровку из-под покупной воды. И тут, вспомнив, что у нас в одной из подобных пятилитровок налита солярка, решили ее вылить в бак, пока канистрочка не протерлась от тряски. Так что на глазах изумленных зрителей получилось, что сначала мы набирали воду, а спустя минуту выливали ее в бензобак. Почему мы, нарушая правила АЗС набрали топливо в такую тару? Солярка – не бензин, статическое электричество ей не страшно, да и паров не дает. А взять топливо негде – прогоны между колонками на трассе под 200 км, а мы и вовсе не по шоссе едем. Да и магазины тоже отсутствуют. Жаль, подкормиться ягодами – в первую очередь морошкой, и грибами в этот раз не суждено. Нынче самое холодное лето за последние двадцать лет. Ветрено и температура не больше десяти градусов. Так что ходим в пуховиках.
Полуострова
Дальше наш маршрут идет на полуострова Средний и Рыбачий через поселок Старая Титовка, где всех строений - суровый кемпинг и кафе. Можно и на легковушке проехать, но это только по основной дороге. Справа - слева без серьезного дорожного просвета делать нечего. Но не думайте, что главная дорога – асфальт. Это разбитая грунтовка, где трясет так, что с пикапа Tundra с креплений соскочил жилой модуль – эдакий кемпер в его кузове.
Несколько десятков километров трясучки, от которой пломбы из зубов выскакивают, и мы на перевале хребта Муста-Тунтури. Оттуда открываются виды на Баренцево море и полуострова Средний, Рыбачий. Еще не так давно они были отделены морем от суши. В существовавший между ними и материком пролив проходили киты по время их сезонных миграций. Генетическая память для некоторых из них, оказывалась сильнее разума и, вплоть до недавних времен, здесь регулярно находили выбросившихся на берег китов. Даже стоял жироплавильный заводик, где делали осветительный жир из тел погибших великанов.
Сначала наш путь лежит на полуостров Средний. Тут на геологической базе в вагончике небольшой музей, основанный энтузиастом. Им собраны не только вещи войны, но еще и фотографии, письма, документы из архивов. Да чего ж увлекательно он рассказывал. И о специальных бочках с топливом для фашистских огнеметов, крышки от которых никто не находил. Вероятно потому, что на крышках (несколько все-таки нашли водолазы в озере) надпись - огнеопасно, сделано в USA. Вот такая «помощь» союзников. И о скрытых сценаристах, цель которых всегда была за счет войн с Россией набить свои карманы. И о том, что история постоянно переписывается, в том числе и совсем недавние события. Хотя, по правде все не так, как на самом деле.

Дорога на Рыбачий


У скал Два Брата


На Среднем с друзьями


Сад камней


Геологический разлом

Водопад



На бескрайних пляжах


Древняя живопись


Облизывая скалы



На самой дальней от материка части Среднего древнее саамское капище - скалы Два Брата. Да, место с энергетикой, «втыкательное», говоря новоязом. Разноцветные камни, причудливые скалы, Баренцево море и полоска Айновых островов вдалеке. Чтобы отсюда попасть на перемычку между Средним и Рыбачим, надо проехать бродом рядом с разрушенным мостом. Место удобного брода год от года меняется, но нам повезло. Навстречу ехали туристы на Уаз-Патриот и они в забродных комбинезонах промерили всю реку. В принципе, моя машина со шноркелем там везде проехала бы, но мокрые сиденья и плавающие в салоне вещи - нет, спасибо, плавали, знаем.
Ночевали в потрясающем по красоте месте у мыса Кекурский, что недалеко от маяка у мыса Немецкий - самой северной точки европейской части России. У маяка грязно, там от военного гарнизона хлама осталось не мало, а тут – чистота и красота. Разумеется, мы мусор вывозим, порой даже и чужой. Пикап для этих целей – самое оно. Ничего не вывалится из протершегося мешка на пол багажника, да и запах остается за пределами кабины.
Потом был двухдневный рейд через центр Рыбачьего. Оказывается, здесь не только сад камней. Есть водопады, песочные пустыни с дюнами, созданными скульптором по имени Ветер и пляжи. Берег везде разный, то простые бараньи лбы, отполированные волнами, то вставшие на бок отложения древних морей. И как хвост динозавра, и выгнутые домиком слои многомиллионного возраста. Так выглядит зона геологического разлома. На бесконечном пляже все дети попросились на верхнюю площадку ГАЗ-66. Еще бы, на ровной отливной полосе не трясет, а вокруг взрослые гоняют по песку и по отливной воде.
Какие интересные вещи выбрасывает море. Вот, например, привет от яхтсменов. На берегу лежал швартовый кранец (надувной буй, задача которого смягчать удары корпуса яхты о причал) отличной сохранности. Вещь дорогая. Взяла в подарок друзьям. В другом месте сеть рыболовная, да не огрызок, а метров 50. Но ее присыпало прибойным песком, и попытки врывать с помощью машины привели лишь к обрыву сети. Еще я нашла старинный деревянный руль от морской лодки.
Везде на мягкой почве следы оленей. Диких. Вот, наконец, мы их и встретили. Стадо под сотню голов, не боясь машин, рассматривало нас с ближайшей сопки.
Неподалеку в пещерках наскальные рисунки возрастом в несколько тысяч лет. Сделаны они охрой и до сих пор хорошо сохранились. Изображены олени, люди и спиральные встречные лабиринты, вероятно для общения с душами предков. Второй из организаторов - Наташа, она историк и отличный лектор. Так что мы не просто перемещаемся по маршруту. Не только на остановках, но и во время движения через обычные СБ-радиостанции, нам рассказывают об интересных местах и происходивших тут случаях.

На родине троллей
Следующая цель - район за хребтом Муста-Тунтури. Здесь был фашистский тыл. Сохранились развалины штаба, кузницы, госпиталя. А еще и дороги, для машин и узенькие под гужевой транспорт. Встречаются рукотворные пещеры, как маленькие, по типу складов, так и с несколькими залами. В одной из них пол на десятки сантиметров покрыт ржавым железом перемешенным с целыми патронами. Гильз, осколков, остатков от минометных снарядов, личных бронещитков в окрестностях немеренно. Что касается останков бойцов, то поисковые отряды до сих поднимают косточки и медальоны.
Мы научили детей разбирать патроны, и теперь они радостно высыпают порох на камешки и бегут к нам за зажигалками. У многих патронов порох еще не отсырел. Надеюсь, дети наиграются и потом им будет не интересно взрывать всякие бомбочки домашнего приготовления.
Уйдя вперед двумя экипажами, мы проскочили место ночевки и уехали в сторону. Настоящий триал. По узкой каменной полочке, идущей над озером, надо по полукругу «облизывать» скалу. А полочка с уклоном и вся в огромных камнях. Перегазуешь, задние колеса соскользнут и ситуация станет очень неприятной. У обоих машин механическая коробка и никаких электронных помощников. Проехали без срыва колес в пробуксовку, а потом бац, вторая смена. Пришлось выбираться еще и обратно, услышав по рации информацию от организаторов.
Вернулись, а лагерь уже стоит над озером. В озере косяками ходят форель – ее видно в прозрачной воде на фоне темных скал. Но также форель видит и рыбаков, поэтому улова не было.
Тут идет известная в узких кругах Паароварская дорога, красивей которой я не видела. Это каменная дорога – серпантин, огибающий озера, забирающийся на плато и ныряющий в ущелья. Вокруг же настоящие альпийские горки с цветами и камнями. Камни розовые, зеленые, в горошек, черно-белые под долматинов. Но эта дорога не для всех. Только для настоящих внедорожников. Деревянные мостки через ручьи сгнили, и при объезде приходится тщательно выбирать путь через высокие камни. Сорок километров природного вернисажа. Останавливаемся для созерцания и фотографирования каждый километр. Увы, нам надо торопиться, ведь впереди брод, глубина которого меняется на метр при приливах-отливах. Таково дыхание океана. Цикличность этого явления 12 часов, так что в плохом раскладе сидеть нам 6 часов и ждать пика отлива. Удачно проскочили на малой воде.


Фьорды, бухты, пещеры
Следующее место - кладбище горных егерей, что под поселком Печенга. 12 тысяч егерей поименно перечислены на гранитных стелах. Смотря сейчас на это ухоженное кладбище, не верится, что согласно воспоминаниям солдат вермахта, во время наступления советские танки специально давили кресты и раскатывали траками могилы.
По дороге на Лиина-Хамари пост пограничников. Проверка паспортов и пропусков. Дорога упирается во фьорд, по пути пройдя через поселок с несколькими пятиэтажками. Мрачное зрелище, когда в многоэтажке жилые квартиры перемежаются с брошенными, зияющими выбитыми окнами. Напротив домов на скале огромный портрет Ленина. Здесь во время СССР был крупный военный городок и база подводных лодок, ведь глубины фьорда до 800 м. Сейчас же суда, в основном рыболовные, несколько баз дайверов и небольшой музей водолазного дела, около подземных фортификационных сооружений. Но, понятное дело, пропускной режим не дань прошлому.
На сопках сверху несколько рукотворных круглых озер, опутанных подземными ходами. Это недостроенные и взорванные при отступлении комплексы сверхдальнобойных пушек ФАУ-2. Они должны были за несколько десятков километров из глубины горного массива обстреливать караваны судов в Баренцевом море.
Наша дорога ныряет в озеро. Она там есть, под водой, но метр влево, метр вправо и машине по крышу. Это за прошедшие с войны годы поменялся уровень воды. Затяжной каменистый спуск в бухту Западная Немецкая и виды на миллион: море, озера, скалы. Оживший телефон приветствует с приездом в Норвегию, хотя до нее 17 км. Не знает глупый гаджет, что мы еще на родине. Здесь предстоит двухдневная стоянка. И не только потому, что место уже дальше некуда медитативное. Пройдя по скалам пару часов, попадаешь в укрепрайон береговых батарей на полуострове. А там прекрасной сохранности артиллеристская позиция в трехуровневой рукотворной пещере, с шахтами для подъема снарядов, с вентиляцией и комнатами разного назначения. Даже само орудие осталось с отрезанным, правда, стволом. Цел весь его громадный механизм с шестернями размером с колесо от БЕЛАЗа. Вокруг еще много подобных пещер. По типичным сколам на камням видно как пещеры строили, закладывая пороховые заряды в пробуренные отверстия.
Попасть сюда можно только пешком или на лодке, поэтому вокруг чистота и лишь рулоны колючей проволоки да железные штыри, на которой она держалась, портят пейзаж. Ну и пара наскальных надписей 50-х годов. Это матросики, служившие тогда по 5 лет, оставили автографы с датами службы.
Вечером нас ждала походная баня, поставленная у ручейка с чистейшей, леденющей водой. Мужчин после бани потянуло на приключения, и вечерняя прогулка по скалам принесла им необычный улов. Это был кроссовок. Он сбежал с ноги фотографа - Андрея, выбрав для нычки глубокую расселину. Хороший спиннинг решил вопрос.
С утра обратный путь через сложный каменный подъем, где после проезда каждой машины конфигурация правильного пути меняется. Пока мы с Леной неспешно поднимались в эту горку, ходя пешком и пристреливая траектории, к нам подтянулся Артем на Mitsubishi Pajero. И без всяких просмотров, стрекоча электронными блокировками, заехал легко и непринужденно. Вот где понимаешь, для чего нужны блокировки дифференциалов. Машинки, у которых они есть, просто едут. У кого же блокировок нет буксуют и соскальзывают. Только опыт можно противопоставить техническим наворотам.


В гости к Троллям


На Паароварской дороге


Пещеры с патронами

Патроны


Подводная дорога



Вид на бухту со скал


Один из наших лагерей





Костя Кушнир


Моя машина

И я



На развалинах штаба


Дети на крыше ГАЗ-66


Собака Джина





Жаль уезжать из этих прекрасных мест, где белые ночи стирают границу сна и бодрствования, а природа постаралась создать неповторяющиеся картинки, созерцать которые можно бесконечно.
Потом была дорога в Петрозаводск. Парусный поход по островам Онежского озера и знаменитая точка силы – Бесов Нос. А еще спринтерский забег от медведя.
На обратном пути с моей машиной случилась редкая неисправность – развальцевалась кромка оригинального масляного фильтра. Начало подтекать моторное масло. Проблема была вовремя замечена и легко, и дешево устранена. Вот и думаю теперь – как это трактовать, то ли минус к карме, то ли плюс. В общем, все поставленные задачи выполнены. Техника, как парусная, так и колесная не подвела, да и погода тоже старалась оставить нам самые хорошие впечатления.

Под парусом на Онеге


Автомобиль был подготовлен в сервисе
www.hiluxclub.ru
Нитка маршрута с сайта организатора
http://www.kolatrip.ru
День первый – 18 июля
Дневной перегон: 90 км асфальт, 20 км грунт, off road.
Сбор участников г. Мурманск у памятника Защитникам Советского Заполярья –- посещение мемориала ПВО (красивый вид на Мурманск через залив) – мемориал в Долине Славы – Adolf Hitler Weg - немецкие госпитали – горно-егерский укрепрайон “Edelweisscuppe” (г. Кат), ночевка.
• 2 день
Дневной перегон: 12 км асфальт, 60 км грунт, off road.
г.Кат - Титовка – водопад – перевал Муста Тунтури - губа Кутовая - пеший проход к месту последнего боя наших бойцов с разведротой егерей - ночевка на берегу губы Кутовая.
• 3 день
Дневной перегон: 85 км грунт, off road.
Губа Кутовая – заброшенная советская береговая батарея (полуостров Средний, 4 орудийные башни, подземные казематы) – древнее саамское капище на берегу моря Два Брата – экспедиционный проход через центральную часть полуострова Средний - спуск на перемычку – бывший поселок нефтяников – мыс Кекурский (откуда открывается шикарный вид на мыс Немецкий - самую северную точку Европейской материковой части России) - ночевка на мысе Кекурский.
• 4 день
Дневной перегон: 40 км off road, грунт.
Мыс Кекурский – заброшенный гарнизон Скорбеевский - губа Скорбеевская, водопад, осмотр зоны геологического разлома, лабиринт – губа Зубовская (осмотр пещеры, два комплекса наскальных рисунков времен неолита), ночевка.
• 5 день
Дневной перегон: 80 км грунт.
Губа Зубовская – г.Переметная - Большое Озерко – высота «Орлиное гнездо» (через часовню) - губа Кутовая – хребет Муста Тунтури - пеший подъем на немецкие и советские позиции на хребте Муста Тунтури - ночевка.
• 6 день
Дневной перегон: 55 км немецких фронтовых дорог, 12 км асфальт.
По немецким фронтовым дорогам до р. Печенга – брод через р. Тухлянка по малой воде – п. Печенга – горно–егерский мемориал “Eismeerfront” в Парккина-Лиинахамари – осмотр «затопленных шахт ФАУ-2» - ночевка на берегу Баренцева моря в бухте Западной Немецкой.
• 7 день
Дневка в бухте Западная - пеший проход по горно-егерским тропам на полуостров Немецкий, осмотр подземелий немецкой береговой батареи, рыбалка, финальный костер Северной части экспедиции.
• 8 день
Разъезд участников Северной части экспедиции

Прочитать о водной части маршруту можно тут:
http://gik.fordak.ru/index.php?topic=13817.0

Еще фотографии посмотреть тут:
http://fotki.yandex.ru/users/eugenia-club4x4/album/226553

Фото Евгения Любимова и Андрей Чумаков
Tags: drivefoto.ru, mazda bt-50, евгения любимова, кольский, мазда бт-50, муста-тунтури, рыбачий
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments